Написать нам
Назад к списку

Трюмная помпа

Первую статью по теме «Тюнинг катера», мы решили посвятить осушительной системе катера. В нашем сервисе мы видим много лодок и катеров, общаемся с их владельцами, и на удивление обнаружили, что такая несложная тема как осушительная система катера, вызывает массу вопросов. Ну, обо всем по порядку.


 НА КАКИЕ ЛОДКИ НУЖНО СТАВИТЬ ТРЮМНУЮ ПОМПУ?

Трюмные помпы обязательно нужно ставить на лодки, у которых ограничен или затруднен доступ к подпалубному пространству для откачки воды. 


Как известно в автомобиле, что не делай, а в салоне все равно скапливается пыль дорог, а в лодке, как ни старайся, скапливается вода. От дождя, от брызг на ходу, капает со снастей, стекает с купальщиков и т.д. И если у вас лодка не самоотливным кокпитом, то в течение дня, капля за каплей, несколько литров набежит. И куда она девается, правильно, стекает на дно лодки. Конечно, пара литров, и даже пара десятков литров воды лодку не утопит, вода неприятно будет булькать где-то под ногами, а главное лодка явно «потяжелеет», а это ой как отразится на ходовых характеристиках. Что бы такого не происходило, воду надо откачивать, а как? В былые времена мы поднимали эдакую решетку на дне лодки, и ковшиком воду вычерпывали.


Кстати эта решетка называется слань, а если их несколько, то слани! Слань – это съёмный пол на судне, или днищевой настил в трюмах судна. Съёмным делается как раз для откачивания воды. Ключевое слово в определении термина «слань» - СЪЕМНЫЙ. Вот в ПВХ лодках с жестким дном, там слани! И совершенно непонятно почему многие называют любой пол в лодке сланями или не дай бог пайолами? Как угодно, но только не палубой! Друзья, несъемный, жестко закрепленный пол в вашей лодке называется ПАЛУБА.


Так вот сегодня, когда во многих небольших лодках на дне лежат не слани, а устроена нормальная, жестко закрепленная палуба, по дну больно-то ковшиком не почерпаешь. Да и через кормовой рундук к дну не всегда подлезешь. Что же делать, если воды натекло или лодка дала течь, не дай бог? Ответ очень прост – устанавливать трюмную помпу! Это будет правильное и довольно недорогое улучшение вашей лодки.


КАКОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНА ПОМПА?

Самый главный показатель работы трюмной помпы – это ее производительность, то есть, какое количество воды помпа способна перекачать за единицу времени. Если вы хоть раз видели трюмную помпу, то наверно обратили внимание на маркировку на ее корпусе, что-то типа – 500 GPH, 750 GPH или 1500 GPH. Это и есть обозначение производительности помпы. Только дана она в галлонах! Иногда производители дублируют в литрах, но если они этого не сделали, то и самому пересчитать не сложно.Галлон - это мера объёма в английской системе мер, соответствует от 3,79 до 4,55 литра в зависимости от страны употребления. 500 GPH – это значит 500 галлонов в час. Давайте пересчитаем это на литры в минуту. 

 

500 gallon × 3,79 литра ÷ 60 минут = 31,58 л/мин.

Т.е. за минуту такая помпа перекачает полторы двадцатилитровых канистры воды. Много это или мало? Однозначно ответить сложно, слишком много влияющих факторов – размер лодки, вес команды и груза, интенсивность дождя или размер пробоины, если такая образовалась. С пробоинами тут вообще сложно, т.к. предугадать размер течи нельзя, тут чем мощнее будет помпа тем лучше, а вот с осадками можно попробовать прикинуть.


Предположим у вас открытая лодка с румпельным управлением и с габаритами 4,2×1,6 м. За вычетом планширей, носовой площадки и самоотливной моторной ниши, кокпит будет примерно 3,0×1,4 м., а его площадь 4,2 м2. – это площадь сбора воды при дожде. По данным метеорологов:

  • Умеренный дождь дает примерно - 5-6 мм осадков
  • Сильный - около 15-20 мм
  • Ливень - более 30 мм


Напоминаю, что количество осадков в миллиметрах численно равно массе воды, выпавшей на горизонтальную площадку в 1 квадратный метр, 1 мм осадков – это примерно 1 литр воды на 1 м2. Получается, что если ночью лодка стояла под открытым небом и шел дождь, то за ночь в лодке накопилось бы: при умеренном дожде: 6 л. × 4,2 м2 = 25,2 лпри сильном дожде: 20 л. × 4,2 м2 = 84 лну, а если ливень то: 30 л. × 4,2 м2 = 126 л Конечно эти данные приблизительные, ведь дождь может идти час, а может сутки. Но думаю, что ориентиры для выбора мощности свой трюмной помпы у вас теперь есть. И помните – запас мощности трюмной помпы лодку не утопит, а вот недостаток мощности может и не помочь!


ПОМПА АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЛИ РУЧНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ?

Помпа автоматического включения, конечно это удобно и комфортно. Вы заняты своими делами, а она сама, без вашего участия включается и откачивает воду, если таковая появилась. Вы оставили лодку на неделю у причала, забыли хорошо закрыть тент и пошли дожди, и в катер потихоньку стала поступать вода? Не переживайте, автоматическая помпа включится когда надо и откачает воду. Да, трюмная помпа автоматического включения – это действительно удобно. И если уж говорить про тюнинг катера, то улучшение осушительной системы это не только приятно, но и полезно.


Ставить или нет помпу автоматического включения на лодки до 5-6 м., это вопрос личного комфорта владельцев таких лодок. Все-таки автоматы, примерно в два, а то и более раз дороже. Плюс, на небольших катерах и лодках, не так уж и много систем, работу которых нужно постоянно отслеживать и контролировать. Наличие воды в лодке ощущается сильнее, поэтому заметить ее и принять меры можно быстрее. Не так уж и трудно щелкнуть тумблером и повернуть голову, что бы посмотреть, не пошла ли вода из шпигата. Да и на стоянке небольшими лодками проще, проще укрывать, проще швартовать, а то и вовсе на берег вытащить можно. Ну, в общем, ставить или нет автомат на небольшую лодку – это вопрос собственных «хотелок», хуже-то точно не будет. А вот для владельцев катеров более 6 - 7 метров – это, скорее всего, уже необходимость.



Кстати, если у вас помпа с ручным управлением, а вы захотели поставить автомат, то ее не обязательно менять на автоматическую! Достаточно подцепить к проводам питания помпы поплавковый включатель помпы, и вуаля, у вас помпа с автоматическим включением. Это сэкономит вам время и немного денег, а результат будет то же или даже лучше. Т.к. случае выхода из строя помпы, заменить ее на такую же неавтоматическую будет опять же дешевле.


ЗА КАКОЕ ВРЕМЯ РАБОТАЮЩАЯ ПОМПА РАЗРЯДИТ АКБ

Владельцы катеров часто переживают за то, что помпа с автоматическим включением будет разряжать АКБ, в конце концов, АКБ разрядится, помпа все равно перестанет работать, да еще и мотор не заведешь. Ну, что тут можно сказать? АКБ имеют свой запас энергии, их задача ее отдавать и когда ни будь, она конечно закончится. Вопрос когда?Если не углубляться в тонкие материи, то посчитать время работы помпы до полной разрядки АКБ довольно не сложно.


Предположим, что у вас помпа: 12В, 3А, 50 л/мин., а АКБ: 50Ач. Мы знаем, что АКБ работает в границах рабочего напряжения примерно от 14,6 до 10,8 В, что может обеспечить 190Втч. (14,6В×50Ач – 10,8В×50Ач). Мощность помпы 36Вт (3А×12В). Значит полностью заряженный АКБ, может обеспечить работу данной помпы в течение 190 ÷ 36 = 5,27ч, т.е. примерно 5 часов 16 мин.


Друзья, это не диссертация, но все же расчет вполне годится для определения ориентировочного времени работы помпы. А теперь представьте, что должно произойти с вашим катером, что бы заставить помпу работать непрерывно 5 часов? Невесть откуда, должна появиться пробоина с ногу? Ведь если она не сгорит, то за это время, помпа производительностью 50л/мин., перекачает 15 тонн воды. Вот и думайте, стоит ли бояться с помощью помпы разрядить АКБ? Думаю, что не стоит!


Кстати, что касается небольших лодок, особенно тех, у которых механический запуск двигателя, и без АКБ, в принципе можно обойтись. Вы тоже вполне можете поставить себе небольшую помпу с управлением с кнопки, только АКБ не нужно покупать мощный. Для ваших нужд вполне хватит АКБ емкостью 12Ач. Для помпы производительностью 27л/мин, такой АКБ обеспечит около 2-х часов непрерывной работы. А сколько раз за рыбалку или выходные, проведенные на реке, вы включите помпу, что бы откачать воду? Один, два раза? Расчеты показывают, что вам хватит зарядки, что бы включить помпу не менее 100 раз и откачать около 3 тонн воды. А если меньше, то вам еще и на работу эхолота энергия останется.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О чем нужно помнить при установке трюмных помп с автоматическим или ручным управлением.


  1. Не забывайте, что трюмная помпа – это хороший и нужный помощник в деле удаления воды из лодки! И все же она всего лишь помощник, главный на борту – это ВЫ сами. Обязательно проверяйте перед выходом на воду работоспособность осушительной системы (нажмите кнопку, послушайте, жужжит ли моторчик помпы). Откройте ревизионные лючки, убедитесь, а нет ли воды под палубой. Проверьте зарядку АКБ перед выходом или перед постановкой на длительную стоянку у причала. В общем, следите и ухаживайте за вашей водно-моторной техникой и она вас не подведет. 
  2.  Если с подключением помп ручного управления, более или менее все понятно – помпа, провода да кнопка, то на подключении автоматов хотелось бы немного заострить ваше внимание, особенно на поплавках автоматического включения. Посмотрите на эту схему

Обратите внимание, поплавок врезан в цепь помимо выключателя массы и тумблера ручного включения. Это принципиально важно! Ведь задача поплавка, в случае набора воды в ваше отсутствие включить помпу, а как это произойдет, если питание отключено? Поэтому уходя, вы обесточиваете катер, и ни чего нельзя будет включить и ни чего не останется включенным, но при появившемся по какой-то причине наборе воды, поплавок отработает и подаст питание на трюмную помпу. И все будет в порядке!


СЦ «Катер-ОК»

С нами всегда на плаву!

БОЛЕЕ 11 ЛЕТ НА РЫНКЕ

Солидный опыт и понимание тонкостей маломерного судостроения, помогают
нам решать любые задачи!
НАШИ УСЛУГИ

- Тюнинг катера или лодки
- Ремонт и ТО ПЛМ
- Ремонт и ТО судовых двигателей
- Ремонт лодок и катеров (корпусные работы)
- Тенты на лодку или гидроцикл, чехлы на моторы
- Зимнее хранение техники
- Продажа лодок, катеров, моторов и запчастей б.у.
- Брокераж яхт и катеров
- Обменные сделки (trade-in)
ПРИЕЗЖАЙТЕ

г. Нижний Новгород,
ул. Шекспира, д.10 "Б"
© 2022 СЦ "Катер-ОК"